Катя (inostranka) wrote,
Катя
inostranka

Восхождение

Предупреждаю, текст длинный и с фотками. You've been warned.

Эпиграф

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг - а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,

Парня в горы тяни - рискни! -
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой -
Там поймешь, кто такой.

Пролог: Над волнами

Мне 18 лет, и я впервые путешествую сама. Я рассекаю волны Красного моря на моторной лодке, готовясь взлететь на парашюте - парасейлинг. Моя подружка испугалась и ждет меня на корабле, плывущем из Ейлата. Единственный другой пассажир корабля, решившийся на это дорогое развлечение - 22-летний Миша, кажущийся мне взрослым мужчиной. Миша по джентльменски предложил пойти первым, и он уже в воздухе; я вижу только как дрыгаются его ноги. Мне еще не страшно, я испугаюсь только через 10 минут, когда меня привяжут к парашюту и начнут разгонять моторку.
Наконец, Миша "приземляется" в лодку.
- Ну как? Неужели не страшно?
- Страшно. Но там, наверху, ощущение, что ты - король мира, и всё вокруг - твоё и для тебя. Я тогда подумал, что если умирать, то тут и так.

Предыстория: Умный в гору не пойдет

Пять лет спустя, я поднимаюсь по знаменитой горной тропе, ведущей на Angel's Landing (Площадка, где приземляются ангелы) в национальном парке Zion в Юте. Со мной друг, с которым я прожила предыдущие 5 лет, но с которым рассталась за месяц до того. Тем не менее мы все еще дружим и решаем не отменять давно запланированного совместного отпуска.

Августовское солнце палит немилосердно, я обута в израильские сандалии Тева, несмотря на многочисленные советы лесников о кроссовках. Зато в сандаилях ноги не потеют и не мозолятся. За первые 2 мили надо подняться на 1000 футов. Для этого тропа все время идет зигзагами и последняя серия зигзагов, пресловутые 20 Willy's Wiggles, даются мне с трудом. Я останавливаюсь на каждом третьем повороте, отсчитывая про себя сколько еще "wiggles" осталось. Друг идет на пару поворотов впереди, иногда поджидая меня. Чтобы мне было легче идти, он несет воду, но из-за этого я не пью, пока мы не доходим до самого верха.
Только на верхней площадке мы понимаем, что это еще далеко не самый верх. После всех зигзагов мы дошли только до Scout's Lookout, а сам Angel's Landing высится впереди. Он находится на верху скалы, рассекающей каньон надвое. Скала, высотой 2000 футов, а шириной лишь пару десятков, а иногда и 3-5 футов. К скале прибиты цепи, чтобы было за что держаться, если начнет кружится голова.

Я очень устала, взмокшие ступни свободно ездят в широких сандалиях, а вспотевшие руки нервно и неуверенно сжимают цепь.
- Держись одной рукой, не перебирай цепь двумя руками, - советует друг. Куда там, я глянула вниз, на эти самые 2000 футов, и ни за что не готова отпустить цепь хоть на секунду.
- Я боюсь!
- Не бойся, я с тобой. Здесь можно идти, просто не смотри вниз.
- У меня дрожат коленки. Вдруг я оступлюсь, я же разобьюсь сразу же! Я не могу, я боюсь.
Он пытается меня успокоить, но не может найти правильных слов. Конечно, ему-то не страшно. В панике, я начинаю разговаривать сама с собой, начиная поддаваться страху, но не желая отступать от намеченного пути.
Тем временем мое дыхание учащается и я ступаю все менее и менее уверенно, все более прилипая к цепи, от чего идти становится еще тяжелее. А путь неблизкий - еще пол мили с подъемом в 500 футов.
* * *

Меня спасают облака и спускающиеся спортсмены. Они говорят нам, что дорога нелегкая, и что из-за виднеющихся туч идти наверх не рекомендуется - велика опасность молнии. Вздохнув полной грудью при появлении уважительной причины, я разворачиваюсь и быстро ползу вниз, к спасительной площадке, где уже не нужно держаться за цепь.
Но эта тропа и этот разворот, не доходя до цели, запоминается мне надолго, и уже выезжая из парка, я решаю, что обязательно вернусь туда и покорю эту "мою" вершину.

История: На Вершине

Проходит еще пять лет. Я поехала в Grand Canyon с давней университетской подругой. Мы всегда были хорошими партнершами, поддерживая друг друга, доверяя и проверяя, и наша команда всегда побеждала, удивляя всех нестандартностью составом (аж 2 девушки!! Ни одна из которых не азиатка?! и они еще что-то соображают??) Я собирала советы, как спуститься и подняться за один день. Многие говорили, что это сложно, а то и невозможно, но мне казалось, что мы осилим. Но! Не этот поход интересовал меня. От Великого Каньона ведь рукой подать до Циона. Готова ли я покорить мою вершину?

Еще вчера мы спокойно преодолели считающийся сложным маршрут Великого Каньона. Это придает нам уверенности в собственных силах, но, наверное, и немного усталости мышцам, хотя мы этого и не замечаем. К тому же, мы уже 3ий день подряд встаем в 5 утра, что не придает бодрости. Я успеваю заснуть за 20 минут поездки в микроавтобусе по парку.

Несмотря на это, вступив на тропу мы не ощущаем никакой усталости. Я с беспокойством предвкушаю 20 Willy's Wiggles, надеясь, что они не успеют понизить наш боевой настрой. На этот раз я в походных кроссовках (они таки немного натирают, но гарантируют поддержку) и уже сама без проблем несу воду на двоих в рюкзаке. Да и майское солнце лишь благосклонно ласкает нас. Мы идем рядом, разговаривая о жизни, о многочисленных общих знакомых, о столь же многочисленных планах на будущее и просто не замечаем пресловутых зигзагов, оказываясь на верхней площадке даже ни разу не передохнув.

Мы наконец готовы к финальному отрезку - последние пол мили по узкой скале. и тут я вдруг вспомнила всю предысторию.
- Сейчас проверим, действительно ли там так высоко и узко, как мне помнится.
- Все же это официальная тропа, не требует никакого оборудования - должна быть проходима.
- У страха, конечно, глаза велики, но это наверняка самая сложная тропа, по которой я ходила.
- Зато сейчас очень хорошие условия - не так жарко и никаких туч.
- К тому же, это единственная, которую я не смогла преодолеть.
- Но ты сама говоришь, что мы сейчас гораздо лучше подготовлены.
- Посмотрим, посмотрим - дело ведь не только в физической форме. Просто если я испугаюсь, то всё, ничего поделать не смогу.
- Ладно, хватит об этом говорить, давай лучше пойдем, попробуем. Нет, так нет.
Потом Анька сказала, что начала волноваться, когда я так старательно старалась себя завести; она понимала, что это совершенно не продуктивно, и уже начала бояться, не сдамся ли я так и не начав пути.

- Я пойду впереди, - уверенным тоном заявила Анька.
- Шаг за шагом, как в скалолазании, проверяй каждый шаг, - держась обеими руками за цепь говорила Анька. Я молчала, концентрируясь только на следующем шаге.
- Аккуратно, мы никуда не торопимся, главное не смотреть вниз, - советовала она. Я следовала за ней.
- Ничего, спускающиеся нас пропустят, нам же сложнее, - руководила подруга. Я на мгновение глянула вниз. Красотища! Но, и страшно, аж жуть! и тут я вспомнила Мишу - уж если где падать, то тут и сейчас. Оно того стоит.
- Все время держись за цепь, осторожно переставляя руки. Хоть это и не обязательно, но цепь придают моральную уверенность и позволяет лезть спокойнее, - заклинала она.
- Ничего страшного если тебе надо сесть на попу, не смущайся, если ты так чувствуешь себя уверенней, - говорила Анька, садясь на задницу. В этот момент, передвигаясь на корточках, я наконец поняла, что ей ничуть не менее страшно, чем мне.
Именно тогда я поверила, что мы дойдем. Шаг за шагом, держась за цепи, переползая на попе, не смотря по сторонам, мы тем не менее уверенно и без остановок приближались к цели.

Незадолго до этого пара ребят, спускавшихся вниз хотели нас подбодрить:
- Рай - в ту сторону, - сказали они, показывая вверх по тропе.
"Ну и юморок," подумала я, соединив их комментарий с давним Мишиным высказыванием. "Типа, если уж умирать, то здесь и сейчас. Если и упадешь, то сразу попадешь в рай."
"Плосковатая шутка," решила Анька. "Красиво, как в раю? Будем надеяться, что дорога в рай попроще будет."

В этот день на тропе было немало людей. Многие из них совсем не выглядели спортсменами. Некоторые боялись, другие поворачивали назад на пол-пути, третьи отдыхали каждые сто метров, но все же даже на самом верху было людно.

Достигнув вершины, мы действительно почувствовали себя ангелами, приземлившимися на землю. Вид с вершины скалы был потрясающий - панорама на все 360 градусов: каньон, красные скалы, зеленая долина с синей речкой. Гораздо круче было ощущения того, что как будто паришь над этим каньоном, настолько маленькой была это площадка и настолько она врезалась в середину каньона. Но самым значимым для меня было осознание того, что я покорила эту, не поддавшуюся мне когда-то вершину, что я поборола свой страх, и что мы сделали это вместе, поддерживая друг друга. Мы долго сидели, открыв рты и хлопая глазами, изредка поворачиваясь, чтобы посмотреть на потрясающую панораму с одной из других сторон.

Камера начинает с кадра нас двоих, сидящих на вершине (остальных на время оттуда эвакуировать), потом делает 360 градусов, медленно удаляясь от нас и показывая каньон широким ракурсом. На этом фоне идут прощальные титры.

Эпилог: Поделись улыбкою своей

Минут через 40 (а может, прошло полтора часа, счастливые часов не наблюдают) мы наконец смогли оторваться от окружающей неземной красоты и тронулись в обратный путь.
- Слушай, я теперь даже по сторонам могу смотреть!
- А я - даже вниз! и ничего такого страшного тут нет!
- Ой, я помню, как я в этом месте вцепилась в цепи - вроде бы не сложный участок, но ширина всего 3 фута и мне было очень страшно.
- Ага, я помню, как ты в этот момент замолчала. А сейчас понятно, что ничего же страшного нет и пропало это ощущение, что каждый шаг - критичен.
- Ну, давай все-таки поосторожней там. Все-таки такое ощущение свободы - идешь и не боишься совсем!
- Давай пропустим этих бедолаг - им явно тяжело и страшно лезть вверх.

Дойдя до небольшой развилки (одна из веток вскоре кончалась тупиком), мы вспомнили, что именно здесь встретили тех ребят. Осознав смысл их комментария, мы одновременно засмеялись. На здоровую голову стало ясно, что они просто честно показывали в какую сторону идти - под Раем они просто подразумевали Площадку Ангелов.

Подходя к концу, уже в паре сотен метров от начала этого "цепного" участка мы подошли к маленькой площадке, где многие, испугавшись, разворачивались и шли назад, как и я 5 лет назад. Молодой человек лет 40, очень спортивного вида, сидел под одиноким деревом и начал расспрашивать нас о восхождении.
- Да там совсем не так страшно!
- Главное, не смотреть вниз!
- Вы пройдете, не бойтесь, стоит только начать.
- Да вы посмотрите на людей вокруг - они в гораздо худшей форме и доходят!
- Если вы развернетесь сейчас, то потом будете долго жалеть, это я вам из собственного опыта говорю.
- Дорога вниз гораздо проще пути наверх.
- наперебой стали уговаривать мы его попытаться преодолеть свой страх. Но в его глазах я уже видела, что он сдался, ровно как я тогда, и никакие уговоры не помогут, тем более, что у него не было хорошего попутчика.

- Ну как, ты бы пошла еще раз?, - спросила меня Анька, когда мы ели ланч, комфортно расположившись на Scout's Lookout и посматривая на необычную скалу, с которой только что спустились.
- Конечно! Особенно, если бы мне захотелось оказаться с кем-то на вершине мира.

Черт возьми, прав был Высоцкий, друзьями становятся и дружба познаются в горах, когда вместе покоряешь собственные страхи и тестируешь возможности, чтобы добраться до солнечной вершины.