Катя (inostranka) wrote,
Катя
inostranka

Хочу всё знать! Или breadth vs. depth

Начала читать очередную книгу Малькольма Глэдвелла "Outliers", о том, что успех во многом определяется не талантом, а системными случайностями (и последующим за этим бОльшими усилиями). Из первых двух глав:
1. В спорте часто детей отбирают с детства, при этом деля на когорты по возрасту. Так вот, если деление жёсткое (нельзя "прыгнуть" на класс вперёд/назад) и одинаковое по стране, то среди лучших спортсменов страны подавляющее большинство будет иметь дни рождения в первый квартал после даты Х (при дате 1 сентября - осенние дети), и практически никто - в последний квартал (летние дети). Объясняется тем, что для маленьких (5-8-летних детей разница в 12 месяцев принципиальна, а потом эти осенние дети попадают в более сильные-многообещающие группы, и разница не сглаживается, а наоборот, усиливается, благодаря более сильным тренировкам в этих сильных группах и т.д. Якобы, в Чехословакии такая система и в футболе и в хоккее, так у 80% сборной в обоих спортах дни рождния в первой половине года.
Для науки разница в возрасте не столь велика (всё же рост-вес играют меньшую роль), но тоже не слабая. По результатам какого-то международного теста, младшие дети получают результат на 12% ниже "старших". Это разница между program for the gifted и ...нет.

2. Оказывается, для того, чтобы стать серьёзным профессионалом в... чём угодно надо 10,000 часов практики. 3 часа в день в течении 10 лет. От Бил Джоя, разработчика Юникса, до Битлов и лучших скрипачей и всё тех же хоккеистов/футболистов из предыдущего параграфа. Люди мирового уровня успевают набрать эти часы в юном возрасте, в отличие от. Так что если хотеть чего-то добиться, то надо рано и упорно.

Но. Я, на старости лет, периодически осознаю, что мне не хватает именно breadth of knowledge/experience. На данный момент проблема с изобразительными искусствами - в семье никакого таланта и даже интереса в этом никогда не было, и я никогда никак не занималась. Я не об истории искусства и музеях, а именно о практическом опыте. Чтобы был понятен уровень моего невежества, скажу, что про разницу между тёплыми и холодными цветами я слышала, но осознала (да и то, так, поверхностно) только пару недель назад. О цветовых гаммах понятие ещё более смутное. С музыкой чуть лучше - я 2 года училась играть на пианино в 6-7 лет, но от этого осталась только память о нотах, а про harmony & counterpoint до сих пор ничего не знаю толком. Тут, правда, года танцев помогают хотя бы с чувством ритма. Это я уже не говорю о том, что некоторые науки тоже мимо меня прошли, благодаря иммиграции (анатомия!), но тут можно хотя бы почитать на досуге, подход понятен и близок. А ещё спорт - тут бы тоже хорошо всё попробовать в детстве...
И вот как сочитать это и 10 тысяч часов? И как обеспечить ребёнку эту широту знаний и опыта, если 1)  у самой нет и у обоих родителей очень уж похожие провалы в опыте, и 2) чтобы опыт был осмысленный, ребёнку он должен быть "нужен", а понимание для чего приходит сильно позже - если бы молодость знала, если бы старость могла!
Tags: book reviews
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments